|
Как работает радар?
Кто из нас
не слышал, как меняется звук клаксона пролетающей навстречу машины -
от высокого тона к низкому? Скорости встречных автомобилей
складываются, и каждую секунду в ухо влетает больше звуковых волн.
Машины разъехались - звук летит вдогонку. Изменение частоты звука в
зависимости от скорости его источника и есть эффект Доплера. Он
используется в самых разных радарах для измерения скорости вражеских
самолетов, изучения галактик, микрочастиц и ловли нарушителей ПДД.
Радар излучает электро магнитную волну, а та отражается от
препятствий. Если препятствие движется, частота отраженной волны
изменится. Причем пропорционально скорости. Измерив разницу частот,
придорожный радар вычисляет скорость.
Российская
ГАИ вооружена разнокалиберными локатора ми: "Барьер", "Барьер-2",
"Барьер-2М", "Искра", "Патруль", "Сокол", ПКС-4, импортными Speedgun
и Python. Есть лазерный ЛИСД, похожий на обычный бинокль, экзотика.
Дорогой прибор имеется лишь в Москве, да и то в количестве трех
экземпляров. В Курганской области, как сообщили в УГИБДД, в основном
устаревшие "Барьеры".
Радар может
валяться на капоте, висеть на стекле патрульной машины или дрожать в
твердой руке блюстителя порядка. Частотный сдвиг задается лишь
скоростью автомобиля, и ничем более. Не зависит он от любых фенечек,
которыми обвешивают машину автовладельцы: для радара прозрачен любой
материал, кроме металла и железобетона. Радар устроен так, что
высвечивает скорость самого быстрого автомобиля в потоке, и его
точность вне подозрений! Поправку вносит человеческий фактор -
определять, какая именно машина из целого потока движется быстрее.
Ваша? Соседа справа? Слева? Этого не знает никто: ни вы, ни ваши
соседи, ни радар, ни его разработчики. Кроме, конечно, инспектора.
Он-то уверен на все сто: быстрее ехал именно тот, кто остановлен
взмахом жезла! И тени сомнения быть не может... Значит, это его
скорость светится на табло, и ему платить штраф. Лучше наличными.
Война за денежные знаки между инспекторами и водителями идет без
перемирий самыми разными средствами. Блюстители мастерски
маскируются под придорожные кусты, то и дело меняют места выпаса и
даже выставляют вместо себя манекены. Самые продвинутые научились
насвистывать скорость. Делается это просто: радар стволом вверх
подносят к подбородку и свистят. От колебаний губы прибор
срабатывает безотказно! В зависимости от размеров и формы губ, а
также от сноровки показания колеблются от 76 до 88 км/ч.
Автомобилисты в ответ скупают радар-детекторы, предупреждают о
засадах миганием фар и даже растаскивают опостылевшие знаки (за одно
можно закрывать квашеную капусту). Некоторые развешивают
компакт-диски под зеркалом заднего вида. Наивные! Для радара они
прозрачны. Наши люди притащили это увлечение из Германии. Там оно
помогает сбить с толку легион флэш-радаров, фотографирующих
нарушителя. Немецким полицейским мало знать номер автомобиля, нужен
его портрет. При вспышке CD-диск бликует. Порой так, что и лица не
различишь. Стало быть, смысл вешать спасительный диск есть лишь там,
где ДПС расщедрилась на партию флэш-камер. Как раз в Кургане рост у
популярности дисков просто стремительный. К чему бы это? Между
прочим, слухи о немыслимой вредности СВЧ-излучения от радара ложны.
Мощность его от 6 до 50 милливатт (в зависимости от модели), что
соизмеримо с мощностью мобильного телефона. Так что не
злорадствуйте, глядя на бьющего влет от бедра человека в форме.
Ничего с ним не сделается.
|